16 апреля, 16+

Пенсионная реформа: референдум не поможет?

Фото: rusplt.ru

Фото: rusplt.ru

Даже если в России удастся провести референдум по поводу повышения пенсионного возраста, он не сможет решить нынешних проблем.

Пенсионная реформа требует ответа не на один, а на множество вопросов, а сложность ее реализации и особенности социальной политики в России требуют длительного диалога. Нынешние волнения из-за повышения пенсионного возраста во многом похожи на историю введения закона о «монетизации льгот» в середине 2000-х годов.

О том, почему референдум не спасет россиян от пенсионной реформы, рассказала «Новой газете» известный российский политолог Виктория Полторацкая:

— Монетизация, как и нынешний законопроект, объяснялась экономической необходимостью: государство больше не справлялось с нагрузкой по своим социальным обязательствам и было вынуждено разгружать бюджеты.

Тогда по России прокатилась волна митингов, захлестнув большинство регионов. Считается, что «монетизация» провалилась — из-за своей непопулярности. В действительности же через несколько лет закон заработал в полную силу. Реформа пенсионной системы обещает развиваться по похожему сценарию.

Недовольство реформой связано с несколькими факторами. Прежде всего, это переживание несправедливости: государство-реформатор не готово урезать в правах и без того привилегированные группы (например, силовиков и военных), а под ударом вновь оказываются обычные люди. Кроме того, совершенно необоснованной выглядит объяснение неизбежности реформы через нехватку денег, особенно на фоне огромных трат на оборону или проведения мероприятий вроде чемпионата мира по футболу.

Чтобы граждане изменили отношение к реформе, нужно как минимум несколько дополнительных мер. Прежде всего, не следует сужать группу «льготников», но напротив, нужно расширить ее за счет привилегированных силовиков и чиновников: правила должны быть общими для всех.

Кроме того, пенсионная реформа не может быть изолирована от обсуждения бюджета: если федеральные деньги в ходе реформы будут экономиться, то как и на что будет расходоваться сэкономленное? Можно ли увеличить пенсионный возраст, но одновременно с тем повысить уровень социальной защищенности по другим статьям бюджета?

Темп увеличения пенсионного возраста, который заложен в реформе сейчас (плюс один год каждый год, начиная с 2019), выглядит как ничем неоправданная крайность.

Виктория Полторацкая напоминает, что решение о пенсионной реформе было принято поспешно и топорно. По ее мнению, это связано с российской традицией проводить непопулярные реформы в крайней спешке. Как и в случае с «монетизацией льгот», нынешняя реформа приходится на время сразу после президентских выборов. Принять законопроект по пенсионному возрасту в последнем чтении планируется явно не позже нынешней осени. При этом времени на экспертные обсуждения и замеры общественного мнения заведомо нет.

По мнению политолога, россияне стали заложниками подобной модели принятия решений. И никакой референдум не в состоянии этого изменить.

Читайте также