29 марта, 16+

Где твой дом родной?

Фото: vashgorod.ru

Фото: vashgorod.ru

Жернова коллективизации перемололи множество людских судеб. Семья Маловик попала в их число. Всех выгнали из дома, отдали только, что могли унести в руках. «Раскулаченных» погрузили в вагоны и отправили на Урал…

«Здравствуйте, дорогая редакция “Околицы”! С огромным приветом к вам ваша читательница. Прочитала, что открылась новая рубрика “Поговорим на лавочке”. Вот и я решила написать историю, которую мне поведала незнакомая женщина.

Три года назад я поехала в гости к своей подруге в Новороссийск. Ждала на вокзале автобус до Южной Озереевки. Рядом сидела пожилая женщина, с которой мы сразу разговорились. Зовут ее Лидия Дмитриевна Смирнова. Как только она услышала, что я из Новоекатериновки, заплакала и вот что рассказала. Оказывается, ее предки перебрались на Кубань с Украины больше двухсот лет назад. Ехали они на лошадях и волах, запряженных в телеги. На телегах — семена, пшеницы, кукурузы, овса, семена овощей, картошка, саженцы деревьев, домашний скарб. Ехали на них дети и старики, а другие шли следом. Многие вели за собой коров и овец. Идти было очень тяжело, приходилось делать привалы.

Так они дошли до реки Кубань. Недалеко от нее бежала небольшая речушка, в которой водилось множество рыбы. И вот во время привала люди решили остаться жить здесь. Как рассказывают, они отрядили несколько мужчин, чтобы те пошли к царице Екатерине просить для себя землю. Среди них были мужчины с фамилиями Маловик, Деревянко, Долбня, Чужинов. Царица дала им землю в вечное пользование. Люди начали строить жилье, сначала из самана. Образовался хутор, который назвали Новоекатериновка. Семья Маловик построила небольшой кирпичный заводик. В этой семье все работали от мала до велика, от зари до зари. Построили себе кирпичный дом, где большой семье хватало места. Посадили фруктовый сад, распахали земли, стали сеять пшеницу, ячмень, кукурузу, развели пчел, торговали медом в станице Ладожской…

Но тут начались коллективизация и раскулачивание крепких крестьянских хозяйств. Семья Маловик попала в их число. Всех выгнали из дома, отдали только, что могли унести в руках. Всех раскулаченных погрузили в вагоны и отправили на Урал. Люди по дороге умирали от холода и голода. Первыми умирали дети, которые были легко одеты. Мужчина отправили в тюрьмы, а женщин расселили по холодным баракам. Матери работали, а дети ждали их в бараках.

Моей собеседнице в то время не было еще и пяти лет. Но она говорит, что многое помнит из детства. На Урале она прожила недолго. Ее забрала к себе в Ладожскую родная тетя. И вот как-то летом они решили сходить с ней на кладбище к деду, в родной хутор “Екатериновку”. Захотелось им посмотреть на свой родной хутор. Шли мимо родного гнезда, мимо яблоневых и грушевых деревьев, что сажали родители. Лидия Дмитриевна вспомнила, как она, маленькая, бегала босиком по хутору, и слезы у нее текли градом. В их доме жили другие люди.

Когда Лидия Дмитриевна рассказывала мне эту историю, она плакала и не замечала своих слез. Перед глазами лишь стояли картины из прошлого, воспоминания. Но вот подъехал мой автобус, пора в дорогу! Мы попрощались. Но до сих пор, когда я прохожу мимо “их” дома, смотрю на него и думаю, как бы могла сложиться жизнь этих работящих людей, если бы не было раскулачивания? Я узнала, что в нашем сельсовете сохранились архивы, и там вся эта история подтверждается, и фамилии тоже верны.

Г.П.Васютинская, Усть-Лабинский р-н, хутор Братский, Краснодарский край»

Читайте также