23 апреля, 16+

Жить с чистого листа

GTqIoskwl7k

“Инвалидная коляска — это не приговор” — уверена Марина Сорочан. Она начала свою жизнь с чистого листа, вышла на сцену и стала королевой. Впервые жительница Кубани победила во всероссийском конкурсе “Королева Независимости” для женщин в инвалидных колясках. 21-летняя девушка из станицы Полтавской Краснодарского края бросила вызов ограниченным возможностям. Она доказала, что можно быть счастливой несмотря на тяжелую болезнь, предательство друзей и равнодушие чиновников.  

Первый удар

Ничего не предвещало беды. Она ехала в машине на пассажирском сиденье рядом с подругой, которая была за рулем. Первая сессия в университете МВД позади. Новогодние каникулы, настроение хорошее, жизнь прекрасна! Марина решила поздравить эсэмэской однокурсника с днем рождения. На секунду оторвавшись от телефона и подняв глаза, увидела, что их автомобиль идет на обгон, а подруга теряет управление. Еще секунда — и вот уже колеса цепляют обочину, машина кувырком летит с трассы в поле.

Вот так, в один миг перевернулась вся ее жизнь.

После первого удара я потеряла сознание и меня выбросило из машины, вспоминает Марина тот страшный вечер.

Почти два часа она пролежала на ледяной земле, прежде чем очнулась и по стонам ее обнаружили работницы автозаправки. Потом была страшная ночь в больнице, когда родители не могли найти свою дочь. И только сердце подсказало матери, что она жива. И не обмануло. В какой-то непонятной комнате, откуда доносились стоны, она отыскала своего ребенка.

Она лежала вся в грязи, капельница валялась на полу, — с дрожью в голосе рассказывает невероятную и дикую  историю мама Марины Ирина Петровна.

Марина мечтала танцевать и хотела стать прокурором. Теперь родители молились только за то, чтобы дочь выжила. Не оставили ее в местной больнице, а увезли в Краснодар. Правда, уже спустя восемь часов после ДТП. Врачи краснодарского военного госпиталя сделали все, чтобы спасти их девочку. Провели сложную операцию на позвоночнике.

Когда Марина узнала, что не сможет ходить, впала в депрессию. Для нее словно мир перевернулся. В голове крутилась одна мысль: как жить дальше, как?

Поначалу родители говорили, что мне просто нельзя сидеть некоторое время, а потом все будет хорошо, — вспоминает Марина. — На первую реабилитацию меня перевозили лежа. В Сестрорецке научили сидеть и впервые поставили в ходунки. Только тогда я поняла, насколько все плохо. Мне казалось, что я все потеряла – здоровье, учебу, друзей. Хорошо, что близкие поддерживали. Это и спасло.

С момента трагедии Ирина Петровна и Николай  Федорович не знают покоя. Они готовы сделать ради дочери все возможное и невозможное.

Не дали сломаться

fose-WiRUqA

С Ириной Петровной и Мариной пьем чай в маленькой столовой небольшого скромного дома в станице Полтавской. Николай Федорович  с пяти утра на работе — за рулем автобуса на местном маршруте. Ирина Петровна готовит нехитрый обед на семью. Ждет сына Сергея с работы и внучку-первоклассницу со школы. Да и вторая дочь, старшая Лена заглянет. Они первые помощники. Вся семья соберется за большим столом. Всех Ирина Петровна накормит, заботливая. Никогда не сидит не месте. Только вот в глазах ее — беспокойство и какая-то немыслимая боль, которую не спрячешь даже за самой доброй улыбкой.

А Марина, еще спросонок, совсем не такая, как на фотографиях с конкурса. Милая, скромная, без грамма косметики. Тимка, ее любимец, йоркширский терьер, забрался на колени и ни на минуту не отходит, заглядывает в глаза хозяйке, а то и лизнет в щеку. Защитник.

С ним теплее и веселее, — улыбается Марина.

Она сидит за столом с чашкой горячего чая в удобной коляске. Ее купили родители больше чем за 100 тысяч рублей. Та, государственная, которую выдали, какая-то неловкая, большая, даже в двери не проходит, а еще не очень прочная. Эти две — мобильные, легкие. Правда, по улице возле дома с ямами и ухабами, которые жителям самим приходится засыпать, все-таки с трудом проезжают. А Марина по ней каждый день на тренировку в тренажерный зал ездит! “Тарахтит” туда и обратно.

Ирина Петровна рассказывает, как после пришедшей в семью большой беды нелегко приходится поднимать на ноги дочь. Положенную путевку на реабилитацию за 2,5 года ни разу не получили.

Чтобы не упустить время, самим приходится искать средства. Санкт-Петербург, Москва, Крым. Одна только поездка и реабилитация в Питере стоит 500 тысяч. Перелет только туда с пересадкой в Москве — 150 тысяч. Марина ведь была на носилках. Говорят, медэкспресс в два раза дороже.

Кому-то может показаться, что семья богатая, может себе позволить такую “роскошь”, как дорогое восстановление. Но это не так. Пожертвовать пришлось очень многим. Чтобы оплатить поездки продали две Газели, которые были первыми кормилицами. Родители вынуждены были забросить семейное дело — корма, хозяйство. Огород травой зарос. От многого пришлось отказаться. В доме затевали ремонт, а теперь не до него.  Ведь без качественной реабилитации дочери вряд ли получится встать с коляски.

Зато своими руками отец соорудил большую кровать для дочки, спортивный уголок, шведскую стенку, чтобы могла заниматься. Только вот ванну пока никак не удается переоборудовать. Средств не хватает. А барьеров у инвалидов-колясочников еще много. Тем более в отдаленных от города поселках и станицах.

Мама не отходит от дочери. Отец пошел водителем, чтобы иметь постоянный заработок. Выкручиваются как могут. Хотя у самих здоровье подкачало. После беды с дочкой у Николая Федоровича с почками нелады. А у Ирины Петровны прямо в госпитале, где лежала Марина, случился инсульт. Слава Богу, обошлось без тяжелых последствий.

Я дом свой, который строю, готов продать, только чтоб Марина на ноги встала, — признается Сергей.

Вот что значит семья. В Университете МВД, где Марина проучилась полгода, тоже поддержали, собрали посильную сумму денег на лечение, за что родители очень благодарны. Но были и те, кто отвернулись, испугались, не приняли чужое горе, не почувствовали чужую боль, не посчитали нужным поделиться частичкой своего тепла. Есть такая категория людей, которым трудно даже просто позвонить. А ведь в одиночку  преодолеть страх и отчаяние невозможно. Даже таким упрямым и смелым людям, как Марина.

Именно родители вселили в меня веру в себя и не дали сломаться, — убеждена она. — Я благодарна судьбе, что она отмела от меня лжедрузей. Те, кого я считала настоящими, отвернулись. Хотя я ведь не изменила отношение к ним. А мне очень важно было общаться, проводить время вместе. Зато рядом остались только искренние, понимающие, добрые  и желающие поддержать люди.

“Победа будет моей!”

IMG_8886(2)

— Маринка всегда была очень живая, непоседа, — с любовью глядя на дочь, говорит Николай Федорович, вернувшийся с рейса. — Спортом занималась. Вольной борьбой, легкой атлетикой, стритболом, даже футболом. Призовые места занимала. В ее комнате столько медалей!  Танцевала, вышивала. Да что только не умеет! Рукодельница она у нас.

Отец показывает папку с грамотами, медалями. Видно, как гордится. Правда, нет-нет, да отведет глаза и проведет по ним широкой ладонью. Нервы-то не железные. Но тут же бодрится, показывает какие букеты с цветами делает сейчас Марина. Искусственные, а выглядят как живые. Теперь даже заказы пошли. Стены дома украшают ее цветы и вышитые картины. Способности, трудолюбие, усердие — и вот какая красота.

Можно было бы остановиться, сидеть себе спокойно и создавать рукотворные чудеса. Но это же не в характере Марины! Она всегда стремится к большему. Поэтому когда увидела в интернете информацию о конкурсе “Королева независимости”, сразу же загорелась. Так захотелось попробовать себя! Тем более новые друзья, подталкивали, верили, что она справится и должна использовать шанс выйти на сцену и показать, что на многое способна.

“Без короны не возвращайтесь!” — напутствовал дочь и жену Николай Федорович.

Это придало уверенности, — признается Марина. — Хотя с самого начала верила, что победа будет моя. Даже когда журналисты спросили перед конкурсом, зачем я приехала сюда, ответила: за короной.

Но, конечно, не только за ней. Перебороть свои страхи и выступить перед публикой — это огромный шаг, очень важный для испытания себя. Какой девушке не хочется ловить восхищенные взгляды, слышать комплименты? Тем более, когда тебе всего 21 год. Нельзя себя этого лишать, даже если на сцену ты не выходишь, а выезжаешь на коляске. Красота в мире существует в разных формах, видах. А способность ходить — не самое главное, ведь даже без нее можно поразить и обаять всех так, что тебя назовут королевой. Марина сумела это сделала,  вопреки всему!

Бал для королевы

IMG_8287

Родители поддержали идею дочери поехать на конкурс в Подмосковье. Совершенно бесплатно согласился помочь записать видео-визитку знакомый видеооператор, краснодарец Геннадий Набережнев. Получилось просто супер! Платье выбрали изумительное, красное. Правда, у участниц была возможность покрасоваться на сцене и в других нарядах, дизайнерских, попозировать на фотосессии. Но вот когда на лицо Марины нанесли “килограмм” косметики и соорудили на голове “безумную” прическу а-ля “Пугачева” , она обомлела и решительно заявила: “Не выйду на сцену!” Такой характер. Пришлось парикмахерам усмирять свою буйную фантазию, приглаживать “облака”, склеенные лаком. Наконец, Марина выехала на сцену действительно как королева. Уверенная, улыбающаяся, красивая, даже немного дерзкая.

В тот момент я почувствовала в себе такую энергию, что мне было совсем не страшно, — вспоминает Марина.

Когда на экране показывали ее видеовизитку, даже мужчины в зале не сдерживали слез. Даже стилист Сергей Зверев очки надел, чтобы его мокрых глаз никто не увидел. А Ирина Петровна так переживала, что руками глаза закрыла, лишь изредка поглядывая на сцену. Беспокоилась: что дочь чувствует, не больно ли ей спину держать, не перенервничает ли? Но Марина достойно продержалась на всех этапах.

Окончательно покорила жюри творческим номером. А придумала танец по мотивам любимой книги “Алиса в стране чудес”, сопровождаемый фильмом. Смонтировать его помогла знакомая девушка. Марина вложила в это романтичное выступление всю душу и танцевала так, будто нет инвалидной коляски, а только большое цветочное поле под ногами и вокруг музыка, окрыляющая, вдохновляющая.  Юная девушка заставила поверить, что мечты ее обязательно сбудутся. Она достала до самого сердца, всколыхнула чувства всех, кто был в зале. А здесь были и новые друзья Марины, которые появились во время реабилитации. Все в основном приехали на инвалидных колясках. Приехали поддержать, зная, как это важно.

Бороться за титул, честно, было непросто, — признается Марина. — Особенно когда шло интернет-голосование в социальной сети “ВКонтакте”. Да и номера у некоторых участниц, кажется, были посильнее. Но, видимо, моя уверенность, убедительность сыграли роль.

“Я счастливая-я-я! Я добилась своего!” — засияла Марина, когда именно ее, самую младшую участницу, объявили победительницей и надели главную корону — Королевы. Вмиг она стала знаменитой. Фотосессии, интервью… Тут же редакторы передачи “Давай поженимся” позвонили и предложили познакомить ее с женихом-параолимпийцем. Она пока вежливо отказалась. Как-то не до этого сейчас. Впереди международный конкурс, который пройдет за границей. Надо готовиться, стараться, и опять приложить массу психологических и физических усилий. Марине предстоит поучаствовать и в организации будущего конкурса “Королева независимости-2017” который намечено провести в Краснодаре, по традиции там, где живет победительница.

Остальные 8 участниц тоже завоевали разные титулы. И это справедливо. Каждая из них заслуживает награды. Каждая из женщин на колясках ежедневно совершает подвиг, не сдаваясь, не смиряясь, не отчаиваясь, двигаясь вперед, к своему первому шагу. К жизни без коляски. Человек окрыляется только тогда, когда понимает, что многое может. Вот тогда появляются новые силы и укрепляется вера в себя. Фестивали и конкурсы для людей на колясках проводятся не только для того, чтобы надеть на кого-то из них корону. А для того, чтобы привлечь внимание к их проблемам, дать возможность почувствовать себя не одинокими, востребованными и помочь вырваться из мира ограниченных возможностей.

“Нельзя сдаваться!”

PhoAM4pYWkk

А первый шаг у Марины обязательно будет. Потому что эта хрупкая девушка нашла в себе силы и сказала: “Я этого хочу! Я не хочу зависеть от родителей и должна стать самостоятельной!”

— Все зависит от меня, — уверена Марина. — Если бы не захотела сама бороться, чтобы встать на ноги, никто бы меня не заставил.

Да, можно сдаться и страдать, обвиняя в том, что привело к инвалидности, обстоятельства, людей, врачей, да кого угодно. А можно перестать корить других, жалеть себя, можно перебороть свой страх и пытаться изменить ситуацию, пусть даже через боль и неверие других.

Марина знает, что чудес не бывает. Но в самом человеке есть резервы, которые нужно использовать, — уверена она.

И рассказала историю про Максима, с которым познакомилась во время реабилитации, в Крыму, в самом популярном для инвалидов-колясочников городе Саки. Он нашел в себе силы, с помощью бесконечных тренировок заставил себя встать с коляски и научился ходить. Таких примеров, когда молодые люди начинают ходить самостоятельно, немало. Вот на кого надо ориентироваться.

Мы были в шоке, когда год спустя увидели Макса, но снова в инвалидной коляске, — вспоминает Марина. — Его бросила девушка и он впал в депрессию. И я, и мама моя уговаривали: “Нельзя сдаваться!” Но он будто не слышал. Ушел в себя. А этого делать нельзя.

На комоде у к Марины в комнате — букет цветов. Это друг подарил, когда она вернулась с конкурса. Он тоже твердит ей: “Нельзя сдаваться!”

И она не сдается. Не каждый может отказаться от обезболивающих, когда каждую ночь ноги так тянет, что хоть волком вой. Она отказалась и терпит. Не всякий решится каждый день ездить на коляске в тренажерный зал и заниматься до изнеможения, стиснув зубы. Я видела как ребята из тренажерного зала заносят Марину на третий этаж на руках, потому что здание не приспособлено для инвалидов. И так же спускают после тренировки. Надевают ей на ноги удерживающие приспособления и помогают встать на ходунки, составляют программу тренировок. Она у них первая “спортсменка” на коляске. Но тоже верят, что такая упрямая и целеустремленная сможет ходить.

Ее пример вдохновляет. Ее уверенность в собственных силах заражает любого, кто рядом и вселяет надежду.

Далеко не многие  даже здоровые люди рискнут погрузиться с аквалангом в море или  взлететь на параплане. Марина сделала и это. Она проверила: мечты сбываются, если стремиться к ним всеми силами. Она не отказалась от возможности получить высшее образование и учится уже на третьем курсе на двух факультетах в московском вузе — юридическом и экономическом. Но только теперь не ради того, чтобы стать прокурором. Сейчас ее захлестнула волна творчества. Она ищет самовыражения. И продолжает мечтать танцевать — не только на коляске.

А сейчас подключилась к организации нового конкурса “Королева независимости”, который по замыслу инициаторов, должен пройти на родине победительницы — на Кубани. Очень надеется, что найдутся люди, неравнодушные к судьбе женщин на инвалидных колясках.

— Я хочу показать окружающим, что инвалидная коляска — это не приговор, — говорит Марина Сорочан. —  И что даже передвигаясь в ней можно добиться многого, что можно быть счастливой несмотря на физические трудности. Инвалидная коляска — это всего лишь вызов, который нам преподносит жизнь. И тут ты уже сам выбираешь смириться с ним или бороться.

Наталья Иваненко
Фото автора и из архива семьи Сорочан.

Марина Сорочан:

Наша жизнь — это движение вперед к цели. Мы точно не знаем куда нас ведет эта дорога.И что нас ждет на пути. В трудную минуту моей поддержкой и опорой стала семья. Именно родители не дали мне сломаться. Прошлое не вернуть и нужно начинать жизнь с чистого листа. С момента травмы прошло два с половиной года. Раньше я стеснялась своего недуга, стеснялась, что передвигаюсь на коляске. Только сейчас стала чувствовать себя увереннее.

Читайте также