25 апреля, 16+

Люблю, храню, защищаю

Фото Натальи Иваненко

Фото Натальи Иваненко

«Моя Околица» побывала в гостях у победителей конкурса «Семья года 2017» Ольги и Михаила Скворцовых.

Эта удивительная, уникальная семья из Краснодарского края прогремела на всю Россию. Скворцовы стали победителями Всероссийского конкурса «Семья года 2017» в номинации «Хранители традиций». Мы поехали в поселок Мезмай, где живут эти замечательные люди, которые создали уникальную школу традиционных народных ремесел, единственную в стране. Ее признали культурным достоянием Кубани. Журналисты побывали на подворье Скворцовых, в настоящем музее народных ремесел и казачьей культуры. То, что делают эти мастера, достойно восхищения! Вы там еще не были? Поехали!

Чудеса на подворье

IMG_3116

Если вы когда-нибудь попадете во двор Скворцовых, наверное, потеряете дар речи. Такого точно нигде не увидите. Глава семейства Михаил Иванович сразу, как только мы зашли в ворота, повел нас на экскурсию по подворью. На первый взгляд, все здесь как в обычной южной деревенской семье — беленая хата, фруктовый сад, собака, кошки, дремлющие под теплым осенним солнцем, урожай ароматных яблок в ящиках. И вдруг — чудеса! Посреди двора — кузнечная мастерская времен Кавказской войны в натуральную величину, полностью укомплектованная. Ее Скворцов реконструировал по старинному образцу. Кузнечные меха начала века.

А вот походная кузня Нижегородского Драгунского полка станицы Нижегородской еще конца 19 века. Горн, меха, наковальня, молоты, захваты.  Полки и старинные телеги ломятся от кузнечного инструмента, кованых изделий. Причем инструменты не простые, а родовые.  На стенах вырезаны фамилии старинных кузнечных династий. Все оборудование действующее, все работает, крутится, вертится! Прямо хоть сейчас бери молот и — к наковальне.

Фото Натальи Иваненко

Фото Натальи Иваненко

Подковы, топоры, сундуки, крупорушки, мукомолки, деревянные корыта, утюги, гончарная посуда, даже ступа, которую многие видели только в сказках, у Бабы-Яги. Правда, это уникальная коллекция, где более двух тысяч экспонатов, как говорит Михаил Скворцов, “вещевых памятников”. Архитектурно-этнографический комплекс и его богатства рассматривать можно часами. Еще бы, с 80-х годов собиралась коллекция. Но Михаилу Ивановичу пора на уроки в школу ремесел Кубани, к ученикам, где он учитель и директор. Продолжим экскурсию уже с его супругой Ольгой Юрьевной. Вот она, выходит из дома вместе с трехлетней Настей и шестилетней Дашей.

— Здравствуйте, меня зовут Дарья Михайловна, казачка, — идет навстречу старшая девочка.

Даша, как шутят в семье, специалист по связям с общественностью. Все толково рассказывает и показывает. Младшая, Настя, милая, как солнышко, светлая, “льняная”, от стеснения уткнулась в подол маминого платья. А платья у всех длинные, цветастые. Платок у Ольги на голове туго повязан. Сразу видно, что мы в казачьей семье, да еще и в семье атамана Мезмая и станицы Темнолесской.

Собирали по крупицам

Фото Натальи Иваненко

Фото Натальи Иваненко

Домов, кстати, на подворье несколько. Это корпуса, давно построенные для будущей школы. Они украшены дозорными башенками из горного камня. В одном останавливаются те, кто приезжает посмотреть да мастерству поучиться. В другом — музей и мастерские. В одну из них нас ведет Ольга Юрьевна, мастерица по вышивке и ткачеству.

Вот она, красота рукотворная! Вышитые рушники, рубашки праздничные, ковры домотканые. То, что сделано руками хозяйки и то, что собрано в экспедициях у старых мастериц-казачек. В магазинах такого не найти! Зато здесь, в сундуках — роскошь. А в каком магазине вы видели вытканные на настоящем деревянном ткацком станке коврики, да еще и со старинными узорами.

Потрогайте, они же совсем другого качества! — улыбается Ольга Юрьевна.

Действительно, добротные, такие век не сотрутся и не поблекнут. Хозяйка сразу же идет к станку, где начала ткать новую дорожку. Говорит: “Когда приводишь в порядок нитки, они приводят в порядок тебя”.

Пока “снует” нити, рассказывает, как по крупицам собирали, записывали они с мужем знания и умения народных мастеров. Гончары, кузнецы, резчики по дереву, ткачи. У каждого ремесла своя история, свои лица, фамилии. Целая комната книг и рукописных сборников набралась! Десятки этнографических экспедиций позволили им собрать историю казачьей культуры и создать уникальнейший музей фактически под открытым небом.

Фото Натальи Иваненко

Фото Натальи Иваненко

Как только лето — тянет не к морю, а в экспедицию, — говорит Скворцова, мастер декоративно-прикладного творчества. —  Настолько напитываешься духом традиционной культуры, что без этих поездок и новых открытий скучаешь, для нас это полноценный отдых. Уходящее поколение, носители традиций — это совершенно другие люди. Мы сейчас немного по-другому мыслим, живем. Мне, конечно, повезло, что я умудрилась замуж выйти за, как говорится, настоящего потомственного казака. Дед, прадед и прапрадед Михаила Ивановича служил еще в личном царском конвое. У нас в семейном архиве даже есть фотография, где стоят царь с царицей и рядом дед мужа, который и воспитал его. Михаил впитал дух той культуры, в которой он рос, воспитывался. Я тоже по отцу казачка, очень люблю старинные русские, казачьи традиции, народное творчество. Поэтому мы здесь и стараемся сохранить уникальные традиции наших дедов и прадедов.

Рай для вдохновения

Фото Натальи Иваненко

Фото Натальи Иваненко

Наверное не случайно, что такая удивительная, прославившая наш край семья появилась именно здесь, в Мезмае. В трехстах километрах от Краснодара, здесь практически нет цивилизации, не везде ловит интернет, нет светофоров, кафешек, никакого шума автомобилей, а коровы бродят где им вздумается. Вот он, “медвежий угол”. Знаменитый поселок Мезмай, притягивающий тысячи туристов и творческих людей со всей страны. Едешь и замечаешь, что камни на петляющей дороге все крупнее, горы все круче, умопомрачительной красоты лес гуще. Теплым “горящим” осенним ковром он укрыл весь поселок.  А воздух какой “вкусный” и пьянящий — до головокружения! Мезмай, который в переводе означает “лес диких яблок”, действительно пахнет яблоками. Осенние, зеленые и красные, они рассыпаны во дворах прямо под ногами. Просто сказка!

Теперь понятно, почему Михаила Скворцова, бывшего председателя Союза художников Краснодарского края, мастера декоративно-прикладного творчества, потомственного линейного казака  и успешного человека, который многого достиг, так затянули эти вдохновенные места. Именно здесь он заложил и построил церковь, здесь он воплощает свои мечты. Для него успех и деньги — это лишь “пыль у обочины”.

Фото Натальи Иваненко

Фото Натальи Иваненко

Мы с ним неспешно беседуем в школе традиционных ремесел, пьем крепкий чай. И я просто восхищаюсь этим человеком. Скворцов сам внешне и внутренне крепкий. “Колоритный”, — говорят все, кто его видел. Он будто из другого мира. Глубокий взгляд из-под густых бровей, борода, выразительный длинный чуб — такой он, атаман. Из семьи военных интеллигентов. Отец, дед, прадед и прапрадед были военными офицерами и все дослужились до чина полковника. Михаил Иванович продолжил родовую традицию. Скворцов воевал в Приднестровье, в Абхазии, участвовал в первой Чеченской кампании, потом в Сербии – везде добровольцем. А после всех этих войн долго не мог обрести душевный покой. На несколько месяцев ушел в монастырь, был послушником в Тимашевском Свято-Духовном мужском монастыре

А потом решил уединиться в Мезмае. Здесь душа и оттаяла. В 1994 году, под духовным окормлением настоятеля Тимашевского мужского монастыря Отца Георгия и с благословения Архиепископа Кубанского Исидора  Скворцов заложил в поселке церковь, которую удалось достроить за свои сбережения. Храм освящен в 2004 году, он действующий и окормляется Тимашевским Свято-Духовным мужским монастырем..

От игрушки до сундука

Фото Натальи Иваненко

Фото Натальи Иваненко

А в 1998 году открыл на общественных началах Детскую школу традиционных ремесел, которая с 2005 года стала самостоятельным, муниципальным образовательным учреждением. Михаил Иванович здесь и директор, и учитель. Ольга Юрьевна преподает вышивку и ткачество. Дети учатся бесплатно. Вы бы видели с какими горящими глазами бежит детвора на занятия! Какие там телефоны, планшеты! Им бы глину в руки, дерево, металл. Могут и игрушки смастерить, нехитрые, но любому ребенку в радость, и колечко, и браслет, и раму для зеркала, и сундук, и ковры соткать  — залюбуешься! Кузнечное дело тоже крепнет, мастеров прибавляется. За шесть лет выпускник уже мастер. Трое уже остались преподавать в школе. Многим детям нет равных в крае по ремесленному искусству. Михаил Иванович говорит, что принимает ребятишек хоть с двух лет, лишь бы “на горшок успевали добежать”. С малого ребенок способен к творчеству и ремеслу.

Кстати, за время существования школы население Мезмая значительно увеличилось. Да и о поселке, благодаря выставкам местных уникальных сувениров знают и за границей. Редкой красоты сувениры начали возить на выставки по всему миру.

Фото Натальи Иваненко

Фото Натальи Иваненко

Все хорошо, да вот как туристам, которые с интересом едут в Мезмай, показать все богатство и ценность народных ремесел? Скворцовы давно мечтают об отдельно стоящем этнографическом комплексе, который бы мог вместить всю огромную и ценнейшую коллекцию, собранную в музее на подворье. Не место ей в домашнем огороде! Под музей местные власти не смогли выделить здание, сказали, что столько экспонатов нигде не поместится. Чиновники все обещают выделить землю под комплекс, но только на словах. А ведь туристы могли бы часами проводить время за станками, пробовать освоить азы кубанских казачьих ремесел, посещать мастер-классы. Народ потянулся бы еще активнее в эти чудесные места. Культура — вот чего не хватает сегодня этнотуризму Кубани.

Главное – вернуть интерес людей к старинному ручному ремеслу, иначе эти знания будут безвозвратно утрачены, — говорит Михаил Иванович. — А ведь именно в них частичка души моего народа.

Почему они счастливы

Фото Натальи Иваненко

Фото Натальи Иваненко

Михаил  и Ольга Скворцовы живут общими интересами, общей мечтой. Бывает так, что люди совпадают почти на 100 процентов, чувствуют, тянутся друг к другу, помогают. Именно такое счастливое совпадение случилось с ними, они уже больше 20 лет вместе.

Михаил и Ольга поняли, что многое их связывает — общие интересы, общая мечта создать школу народных ремесел. Несколько вечеров после знакомства они не могли наговориться. Потом Ольга не раз возвращалась сюда, в горы, из Краснодара, помогала в школе. А спустя время Михаил Иванович позвал ее замуж.

У меня сразу появилось ощущение, что не просто замужем, а я за мужем, — говорит Ольга Юрьевна. — Я вижу многих женщин, которые как “локомотив” тащат за собой целый ворох житейских забот, подталкивая вперед еще и супруга. У нас такого нет. Не хочу быть “локомотивом”. У нас в семье муж — голова, а я — шея. Если сказал собираться в дорогу, ничего не буду говорить, только спрошу: «Мне с собой лепешек напечь или по дороге?» Потому что я в нем уверена. Уверена — он все продумает, все организует. Все, что нужно, принесет в дом. Так должно быть. И мне так нравится.

Ей нравится, что в семье соблюдаются принципы “Домостроя”, которые укрепились во многих казачьих семьях. Жена все успевает: с детьми заниматься, пироги печь, по хозяйству управляться, мужу помогать, слушать его во всем, но и совет когда надо дать. А все держится на любви и уважении.

По разному люди относятся к тому, как мы живем, — говорит Ольга Юрьевна. — Но я вижу, что у многих женщин, которые к нам приезжают, глаза грустные. Мне так хочется всех их укрыть большим теплым одеялом и отогреть. А Михаил Иванович пока бы с мужчинами пообщался. Любовь — вот основа всего. И женщина должна чувствовать себя за мужчиной спокойно и надежно. Хочу, чтобы хватило мудрости и сил рассказать все это моим девочкам. Пусть они тоже будут счастливыми, как я.

Дети продолжат традиции

Фото Натальи Иваненко

Фото Натальи Иваненко

Скворцовы сохраняют и передают детям бесценные знания и навыки. Есть кому продолжать традиции народных ремесел. Ученики Скворцовых с удовольствием бегут на занятия по ткачеству, резьбе по дереву, гончарному, ювелирному искусству, — вот что важно. Они хотят учиться, не ленятся делать что-то своими руками. Даже мальчишки осваивают ткацкое ремесло. Кстати, двое взрослых сыновей Скворцова (один работает в Санкт-Петербурге, другой — в Москве),  тоже художники, мастера декоративно-прикладного искусства, оба получили высшее профессиональное образование. Старший Михаил стал самым молодым академиком в России.

Дай детям в руки глину, дерево, металл, и они сами выберут что-то по душе, — говорит Михаил Иванович. — Ремесло всегда будет жить. Потому что оно живое.

Недавно Ольге Юрьевне позвонила бывшая ученица и похвасталась: “А я своему первенцу рубашечку вышиваю!” Общаются, спрашивают совета. Ремесло живет!

Если бы своими глазами не увидела, не поверила бы, что в свои шесть лет Даша Скворцова выткала на ткацком станке такую красивую дорожку,  да еще какую узорчатую! Ей еще и трех лет не было, а эта кроха уже сидела у мамы на коленях и училась протягивать нити. Постепенно освоила технику ткачества. А теперь сама какая мастерица! Она еще в школу не ходит, а самотканым дорожками обеспечила уже и бабушек, и крестных. Уже заказы пошли! Еще и математике учится, по своей, народной методике. Даже хочет свой детский ткацкий станочек поменять на большой, говорит, что уже большая.

Фото Натальи Иваненко

Фото Натальи Иваненко

Я не могла ее научить сколько будет два плюс два, — рассказывает Ольга Юрьевна. — А как только начала объяснять, как петельки считать, Даша сразу же поняла счет. Ткацкий станок развивает и крупную моторику, и мелкую, когда ниточки крутит пальцами, логическое, пространственное мышление. Я бы с первых классов в школе ввела бы ткачество, гончарное ремесло, резьбу по дереву. Сейчас ведь заходишь в магазин с развивающими играми, а там готовая картинка, к ней готовый набор цветов и ниток. Как мы питаемся полуфабрикатами, так и детям предлагают творческий полуфабрикат. Нужны не предлагать готовые формы, а дать возможность детям их создавать. Мы живем в век передовых технологий, восхищаемся программистами, которые пишут сложнейшие программы, а я восхищаюсь женщинами безграмотными, с двумя классами приходской школы, которые ткали многоремизные ткани со сложнейшими узорами. Традиции — это выверенная матрица. И если девочка вышьет хоть один рушник, она навсегда останется русской. Она будет жить современно, но зернышко в ней останется.

Наталья Иваненко

Читайте также